«Полторы комнаты». Музей Иосифа Бродского

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 47
  • 48
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53 new
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63
  • 64

«Полторы комнаты». Музей Иосифа Бродского

Санкт-Петербург, Литейный проспект, 24., кв.28.

Проект реконструкции. Временная экспозиция.

2015 год.

Авторы проекта реконструкции:

Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»:

Падалко С. (Рук. мастерской), при участии Волошиной Е., Волошина Е.,

Конструктивный раздел: ООО «Научно-проектный реставрационный центр»

Калинин В. (Главный инженер), Горячев В. (Ведущий инженер-конструктор).

Авторы проекта временной экспозиции:

Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»:

Падалко С., при участии Волошиной Е., Волошина Е., Косенко О.,

В экспозиции использованы фотографии из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, авторы: Бродский А., Вольперт М., Мильчик М., Турессон Б., Стефанович А., Лемхин М., Боерсм П., Чаплински Ч.,

В экспозиции представлены скульптуры: Ястребенецкого Г., Виллинк С., Свердлова В., Никогосяна Т.,

Заказчик проекта реконструкции: Фонд создания литературного музея Иосифа Бродского. Председатель правления фонда: Мильчик М.,

Заказчик временной экспозиции: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Директор музея: Попова Н.,

Куратор экспозиции: Морозова О.,

Граффити: Кутилина А., Салтан Н., Амелькович А., Борис А., Селезнев П., Сейфетдинова О., Майорова К., Букина К.,

Художественный металл: «Мастерская Горынина»,

Светофильтр: Синица Г., «Студия Синица».

Виртуальные панорамы, видео и звукоряд: Студия «Март», Ирина Кондратьева.

Благодарим за помощь в подготовке экспозиции и разработке концепции Лебедева И.

Фото экспозиции: Юрий Молодковец  copyright © 2015

В данной работе наша мастерская выступила в двух качествах — как архитекторы реконструкции и как художники временной экспозиции.

Реконструкция заключалась в разделе одной коммунальной квартиры на две отдельные (в настоящее время выполнен макет раздела в натуральную величину). А также в замене и укреплении перекрытий на, более, чем 1/3 общей площади квартиры и замене инженерных коммуникаций. При этом необходимо было обеспечить сохранность исторических перегородок, которые опирались на заменяемые перекрытия, и их поверхностей.Главной нашей задачей было сделать так, чтобы работа архитектора и весь комплекс проведённых мероприятий были максимально незаметными.

Основной идеей временной экспозиции был рассказ о ключевых событиях в биографии И. Бродского, рассказанный в сохранившихся пространствах аутентичных интерьеров коммунальной квартиры. Построение экспозиции разбито на четыре основных смысловых блока: историческое время, в которое жил Иосиф Бродский; социальная обстановка брежневского времени, времени «суда над поэтом»; семейные обстоятельства и семья Иосифа Бродского; личность поэта, цельность его жизни, вершиной которой становиться получение Нобелевской премии.

Учитывая наличие грибкового поражения поверхностей полов и стен, концепция не предполагала использование в экспозиции мемориальных вещей из музейных фондов. Поэтому построение временной экспозиции опиралось на вещи и предметы, найденные в самой квартире (своего рода ready-made). Привнесены были только скульптурные бюсты и копии фотографий из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Также, в качестве инструментов, при создании экспозиции были использованы звуковые, пространственные и видео инсталляции, увеличенные копии фотографий.

Войдя в квартиру с чёрного хода, и пройдя сквозь небольшой тамбур, посетители сразу попадают в пространство коммунальной кухни. Сохранились дровяная печь, три газовые плиты, кухонная мебель, стол с ножками, ободранными котом и кошкой Бродских (по воспоминаниям соседки Нины Васильевны Фёдоровой). Здесь, на коммунальной кухне, воссоздана атмосфера суда. Звучит фонограмма судебного заседания. По периметру комнаты на мебели, на печи, на газовых плитах, на полу расставлены бюсты советских людей — современников этого события (автор скульптурных бюстов народный художник России Г. Д. Ястребенецкий). Своими лицами бюсты обращены в центр комнаты, где находится, покрытый старой клеенкой стол с отметинами горячих кастрюль и ножками, ободранными котами Бродских.

Из кухни посетители попадают в длинный коридор, освещенный тусклой лампочкой. На бельевых верёвках «сушатся» фотографии, отображающие жизнь Ленинграда1960-1970-х годов. В нише — велосипед. На полочке, в углу — общий телефон.

Коридор приводит к «полутора комнатам», где жила семья Бродских. Сначала мы попадаем в «комнату родителей». Здесь экспозиция строится на увеличенных изображениях интерьеров комнаты, сфотографированной в день вынужденной эмиграции Иосифа Бродского 4 июня 1972 года, нанесённых на полосы полупрозрачной ткани, спускающиеся с потолка на небольшом расстоянии от стены. Каждый год в день рождения поэта в этой комнате собирались его близкие и друзья. Александр Иванович, отец поэта, профессиональный фотограф, в день рождения сына делал его снимок на балконе, выходящем на улицу Пестеля. Одна из этих «юбилейных» фотографий размещена около балконной двери. В центре комнаты «спинами» друг к другу установлены два фортепиано. На которых, во время работы экспозиции, играли друг с другом джазовые импровизации мужчина и женщина. На крышках фортепиано — фотографии из семейного альбома.

Полкомнаты, где жил Иосиф и где размещалась фотолаборатория отца, разделены пополам огромным красным светофильтром. Место в нише, где размещались библиотека и рабочее место поэта обозначено старой пишущей машинкой, размещённой на высоком подиуме. На стены комнаты нанесены граффити, составленные из стихов Иосифа Бродского ленинградского периода. Звучит фонограмма с записью голоса Бродского, читающего свои стихи под стук пишущей машинки. Вторую часть комнаты занимала фотолаборатория Александра Ивановича Бродского. Здесь находится ванна, залитая красным «фотолабораторным» светом. Ванна наполнена водой в ней плавают фотографии, сделанные Александром Ивановичем в разные годы.

Покинув «полторы комнаты» посетители попадают обратно в коммунальный коридор, а затем — в небольшую почти пустую тёмную комнату-чиллаут с видеоинсалляцией, посвящённой путешествиям поэта, прежде всего — в Венецию. В освещённом углу — скульптурное изображение Иосифа Бродского работы Т. Никогосяна.

Последнее экспозиционное пространство — просторная угловая комната с эркером и окнами, выходящими на Преображенскую площадь и Спасо-Преображенский собор. Это «зал Славы», здесь рассказывается о Бродском — Нобелевском лауреате. В центре комнаты разместился прижизненный бюст Иосифа Бродского, выполненный Сильвией Виллинк и подаренный Музею Анны Ахматовой. В эркере ещё одна скульптурная голова поэта (скульптор Владимир Свердлов). Вдоль стен на полу расставлены копии фотографий церемонии вручения Нобелевской премии в Стокгольме. На стене портреты значимых фигур, оказавших, по словам самого поэта, огромное влияние на его судьбу и творчество — Ахматовой, Цветаевой. Мандельштамма, Одена, Фроста. Их фотокарточки постоянно присутствовали на рабочем столе и книжных полках в комнате Бродского. Звучит фонограмма нобелевской лекции Иосифа Бродского.