СТУДИЯ 44. АНФИЛАДА
ЦЕЛЬ ЭКСПОЗИЦИИ:
на примере работ Студии 44 показать архитектурное творчество под разными углами зрения, в различных ракурсах, предъявив зрителю внутренние мотивации и секреты профессии.
СОСТАВ ЭКСПОЗИЦИИ:
Экспозиция состоит из нескольких тематических блоков. Выстроенные в ряд по ходу Большой Анфилады, они складываются в последовательный рассказ об архитектуре как самом многосоставном и опосредованном роде искусств.
БЛОК 1. ВХОДНОЙ ВЕСТИБЮЛЬ. INTRO / OUTRO
Во входном вестибюле Главного штаба, в непосредственной близости от входа в музей с Б. Морской улицы устраивается «информационный стенд», куда проецируются слайд-шоу на базе разделов сайта Студии 44. Это — одновременно — и интродукция к выставке, которую еще предстоит посетить, и финальный аккорд к уже увиденному.
Материалы и оборудование:
— конструкция из арматурной сетки 5х150х150 мм, общий габарит конструкции 15 000х900х2550 мм, брус 50х50 мм, банерная ткань, подиумы, проекторы Epson EH-TW610 — 6-8 шт.
БЛОК 2. ТРИУМФАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА. ПОСТРОЕНИЕ
Неправильная форма двора со схождениями углов, внедрением внутрь двора полукруглой башни и т. п. побуждала сделать срединную лестницу как некое иррегулярное ландшафтное образование. Поиски в этом направлении привели к мысли, что в пространстве такого двора открытая лестница, именуемая «Триумфальной», должна стать, прежде всего, амфитеатром, занимающим весь двор, а уже затем – устройством, по которому можно удобно подняться в музей. (Олег Явейн. Эрмитаж, XXI век. Новый музей в Главном штабе)
Триумфальная лестница в наибольшем из пяти дворов, ведущая в Новую большую анфиладу, и есть первый артефакт на выставке произведений Студии 44. Почему лестница — амфитеатр получилась именно такой, а не иной? Чем обусловлены ее пропорции, рисунок, геометрия? Ответы на эти вопросы будут даны на экспозиционной панели, устанавливаемой на верхней площадке Триумфальной лестницы. На этой панели будут представлены эскизы одного из авторов проекта, архитектора-художника Владимира Лемехова, показывающие шаг за шагом процесс построения лестницы. Ключевые линии построения будут перенесены с рисунков в натуру — на нижнюю площадку и лестничные марши — маркировкой контрастного цвета.
В галерее напротив входа в Новую большую Анфиладу обустраивается «Стол отзывов» с рулонами кальки, карандашами и фломастерами для посетителей выставки, желающих поделиться впечатлениями /мнениями об увиденном, сделать зарисовку и т. п.
Материалы и оборудование:
— построение лестницы — скотч разметочный чёрный 50 мм, скотч разметочный красный 100 мм, самоклеющаяся плёнка;
— стол отзывов — конструкция из арматурной сетки 5х150х150 мм, общий габарит конструкции 9000х900х1050 мм, крашеная фанера, карандашная калька;
БЛОК 3. ПЛАТФОРМА МЕЖДУ ТРИУМФАЛЬНОЙ ЛЕСТНИЦЕЙ И ЗАЛОМ 1. КОНТЕЙНЕР-КИНОЗАЛ
Создание архитектурного произведения сравнимо с рождением и воспитанием ребенка: родители делают все от них зависящее, чтобы наделить его суммой качеств, необходимых для будущей самостоятельной жизни. Архитектор завершает авторский надзор, и его детище выходит в большой мир, вступает в собственные отношения с посетителями и пользователями здания.
О том, как складываются эти отношения, повествует объективный взгляд кинокамеры. На выставке планируется показывать в циклическом режиме короткометражные видеоролики о следующих постройках Студии 44: Ладожский вокзал, вокзал «Олимпийский парк» в Сочи, Музей железных дорог России, загородный кампус Высшей школы менеджмента СПБ ГУ в Петергофе и др.
Контейнер-кинозал для демонстрации фильмов устанавливается в пандан «Красному вагону» Ильи Кабакова, по другую сторону от маркированной красным цветом оси Новой большой анфилады. Начиная от входного портала анфилады и до Певческой лестницы по красной дорожке оси планируется напечатать кураторский манифест устроителей выставки.
Материалы и оборудование:
— подиум — конструкция из бруса 150х150 мм, общий габарит конструкции — 14000х2550х1050 мм;
— кинозал — контейнер для морских перевозок 30 футов, общий габарит — 2430х9120х2550 мм, экран, кинопроектор плёночный «Украина» на подиуме, акустическая система, стулья для зрителей 12-16 шт.
БЛОК 4. ЗАЛ 1. ДОМ МАКЕТОВ
Технологии архитектурного проектирования идут вперед семимильными шагами. Сегодня архитекторы пользуются программными продуктами, которые позволяют в режиме реального времени работать над проектом нескольким командам специалистов. С помощью компьютерной анимации мы можем увидеть еще не построенный дом с высоты птичьего полета, войти в него и пройтись по его помещениям.
И все же королем архитектурной репрезентации по-прежнему остается макет — неважно, выполнен ли он вручную или отпечатан на 3D-принтере. Именно макет дает наилучшее представление о структурной сути здания, как проектируемого, так и уже построенного — ведь она не всегда очевидна при взгляде извне и даже изнутри.
В составе Блока 1 экспонируется порядка 50 макетов, выполненных к проектам Студии 44 за последние двадцать пять лет. Большинство макетов инсталлировано в специально построенной для этого кубической конструкции размером 8х8х8 метров. У Дома макетов есть «этажи» и лесенки, по которым можно подняться, чтобы разглядеть объект вблизи. Самые крупные макеты располагаются вокруг центрально установленного куба на собственных подмакетниках.
Материалы и оборудование: Дом макетов (металлический каркас с деревянными настилами в эстетике строительных лесов, со встроенной подсветкой), подставки под большеразмерные макеты, плакаты с аннотациями к проектам — на стенах зала по периметру.
1. Макеты
3. Панели с аннотациями к проектам:
Размер: 1,0х0,6 м. алюминий 5 мм, цифровая печать. 44 шт.
БЛОК 5. ПЛАТФОРМА МЕЖДУ ЗАЛОМ 1 И ЗАЛОМ 2. АРХИВ / ФОНДЫ
Архитектурный проект не выскакивает из головы автора, как Афина-Паллада из головы Зевса. Проектирование — род исследовательской работы. Она начинается с осознания того, что является главным в проекте: функция, заказчик, особенности данного места или его история, окружение, мифология… Архитектор перебирает в памяти решения подобных проблем и ситуаций. Развивает их, сочиняет самые сильные ответы на вызов. Так формируется главная идея проекта, его архитектурный прием.
АРХИВ / ФОНДЫ — это попытка инвентаризации и представления исследовательской работы по многим проектам Студии 44. Материалы будут представлены на «картинах» из арматуры Ø 5 мм: с одной стороны — теоретические выкладки, описание идеологии проекта, схемы и чертежи, с другой — фотографии построенного здания либо визуализации еще не реализованного объекта. Тем самым посетителю выставки предоставляются две опции: поверхностного знакомства с архитектурным образом и проникновения в суть архитектурного решения. И в том, и в другом случае внимательному зрителю открывается путь творческой эволюции архитектурного бюро.
Материалы и оборудование:
1. Графические и фото- материалы, размещаются на ширмах из арматурной сетки Ø 5х150х150 мм.
Проектная графика будет напечатана на кальках, фотографии и рендеры — на полупрозрачном пластике.
БЛОК 6. ЗАЛ 2. ГЕНЕЗИС ФОРМЫ
«Форма всегда следует функции, это закон» — этот тезис Луиса Салливана из его эссе «Художественное осмысление высотных офисных зданий» (1896) стал главным лозунгом модернизма XX века. Но если бы форма слепо следовала функции, все здания одного назначения были бы похожи одно на другое.
Блок 3 «Генезис формы» приоткрывает завесу тайны над рождением архитектурной формы в проектах Студии 44. В работах этого архитектурного бюро исходным импульсом для формообразования служат потоки движения (Вокзал «Олимпийский парк» в Сочи), задачи социализации (Академия танца Бориса Эйфмана, Гимназия им. Е. М. Примакова), местные домостроительные традиции (Дворец молодежи «Жастар»), интеграция в природный ландшафт (Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»), наконец, коллективная память (Музей обороны и блокады Ленинграда). Во всех случаях это архитектура коммуникаций — транспортных, социальных, имперсональных, межкультурных, историко-временных.
Два проекта — вокзал «Олимпийский парк» в Сочи и Музей обороны и блокады Ленинграда — размещаются на внешних поверхностях трансформируемых стен зала, остальные четыре проекта — на внутренних. Периодически происходит смена экспозиции.
Материалы и оборудование:
1. Графические и фото- материалы, экспонируются на стенах.
БЛОК 7. ПЛАТФОРМА МЕЖДУ ЗАЛОМ 2 И ЗАЛОМ 3. ЭРМИТАЖНЫЙ САД
В пределах платформы между залами 2 и 3 предлагается реализовать замысел Студии 44 по устройству висячих садов в память о том, что Эрмитаж как собрание картин и предметов декоративно-прикладного искусства начинался в Висячих садах Екатерины II. Деревья в кадках высаживаются в емкости, специально предусмотренные для этого по краям платформы.
На стенах выше крон деревьев размещаются многократно увеличенные эскизы к проекту реставрации и приспособления Восточного крыла Главного штаба под музейный комплекс Государственного Эрмитажа.
Материалы и оборудование:
1. Лавр широколистный в кадках. Высота ̴3,5 м. — 16 шт.
2. Банер с широкоформатной печатью 19700х27000 мм — 2 шт.
БЛОК 8. ЗАЛ 3. ТРАНСФОРМАЦИИ
Экспозиция посвящена проекту реставрации и приспособления восточного крыла Главного штаба под музейный комплекс Государственного Эрмитажа. Для Студии 44 это был настоящий архитектурный марафон, который продолжался 12 лет. На пути разработки проекта первоначальный архитектурный замысел почти всегда испытывает определенные трансформации — в большей или меньшей степени. В этом блоке можно будет увидеть вариантные проработки по многим частям здания и сравнить их с тем, что в итоге было воплощено в натуре.
Солидную часть экспозиции займут идеологические обоснования проекта, а также эскизы одного из авторов проекта, архитектора-художника В. И. Лемехова (1946-2016). Главным инструментом проектирования для Владимира Лемехова был рисунок. Никто другой не мог так почувствовать пространство и передать смысл его преобразования на плоском листке бумаги. Он уединялся в своей комнате, полной художественных альбомов и музыкальных дисков, и через некоторое время приносил свои удивительные эскизы, где будущий объект уже был прорисован в мельчайших подробностях. Это было чудо, которое со временем не становилось обыденным. Зрителю предстоит убедиться в том, что многие пространства Главного штаба получились именно такими, какими их впервые увидел мысленным взором Владимир Лемехов.
В этом блоке предлагается предъявить публике и трансформации самого выставочного зала (периодически приводя в движение его стены либо поместив их под углом 45 градусов), и трансформации самого здания России — посредством размещения визави фотографий, отображающий состояние дома до и после реставрации.
Материалы и оборудование: Экспозиционные панели, рисунки, эскизы, фотографии, — по обеим сторонам створчатых стен зала; локальная подсветка софитами.
Экспозиция Студии 44 размещается на стенах поверх существующей экспозиции, без ее разборки — крепится к специально устраиваемому «второму слою» стен.
1. В центре зала устанавливается макет с показом трансформации стен:
2. Экспозиционные панели:
(Вариантное проектирование Триумфальной лестницы, экспозиционных платформ, Певческой лестницы, фонарей Новой Большой Анфилады, светопрозрачного перекрытия дворов, фонарей верхнего света в анфиладах четвертого этажа. Идеология проекта, результаты предпроектных обследований здания, фотографии здания до реставрации и т.д.)
3. Телевизор Xiaomi Mi TV 4c. Диагональ экрана 75″ (190 см) для показа анимационных фильмов, демонстрирующих, в числе прочего, трансформации дверей Новой Большой Анфилады и стен выставочных залов — 2 шт.
БЛОК 9. ПЕВЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА. БЕСКОНЕЧНОСТЬ (вариант: ПЕРСПЕКТИВА)
В процессе проектирования Новой большой анфилады был обнаружен поразительный факт: ее ось, будучи продолжена за стены Главного штаба, выходит прямо на шпиль собора Св. Петра и Павла. Этот феномен будет предъявлен зрителю с помощью перспективного рисунка Владимира Лемехова, напечатанного на панели, прикрепляемой к стене здания.
На ступенях Певческой лестницы, по образу и подобию сада скульптур, инсталлируется «Сад макетов»: это шесть макетов к проекту реставрации Главного штаба, выполненные в ходе проектирования.
Материалы и оборудование:
— Банер с широкоформатной печатью 18500х14000 мм -1 шт.
Текст: Л.Н. Лихачева
Фото: Ю. Молодковец,
Event group,
Витрувий и сыновья